Анализ литературы: Ричард Бренсон — Теряя Невинность
После прочтения книги «Теряя Невинность» захотелось немного проанализировать двух очень заметных серийных предпринимателей и их подход:
1. Олег Тиньков будет у нас символизировать русский бизнес
2. Ричард Бренсон выступит за Британскую империю
Не знаю на кого ровнялся Ричард в своём жизненном пути, по крайней мере он это как-то не сильно освещает в своих книгах, но Тиньков точно неоднократно восхищался не только владельцем Альфбанка, Фридманом, но и Бренсоном. Осюда вроде как должно исходить, что пример для подражания должен быть примером, но давайте сравним компании, которые они оба построили и подходы которые применяли.
В начале карьеры
Ричард в молодости заинтересовался журналистикой и создал журнал «Student,». Были 60-ые годы и студенческие движения были на пике, так что и его проект был достаточно успешен, однако денег особо не принёс. Зато в рамках подразделения журнала Ричард основал телефонную линию помощи студентам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, где одним звонившим он рассказывал к каким врачам можно недорого обратиться, а других отговаривал покончить жизнь самоубийством. Денег это приносило мало, зато польза обществу была значительна.
Олег в студенческие годы тоже не сидел на месте. В СССР был дифицит много чего, так что он познакомился с таким понятием, как спекуляция и торговал джинсами, косметикой, парфюмерией, чёрной икрой, техникой купленной у шахтёров, баллончиками, пистолетами и т.д. То есть с финансовой точки зрения был успешнее Бренсона, однако уже тут можно заметить насколько разными путями они начали движение к своей цели.
Середина пути
Ричард заметил, что люди в его окружении готовы променять пустой холодильник на новую пластинку и организовал схему по продаже пластинок почтой, а после организовал сеть магазинов по продаже пластинок — Virgin. Магазины начали появляться не только в разных городах Великобритании, но и за океаном. Люди слушали музыку, а компания Бренсона старалась сделать так, чтобы слушать её можно было приятно, создавая в магазинах практически клубы. Хотя стоит отметить и тот факт, что когда в его финансах появлялись серьёзные проблемы — он попробовал и нелегальные схемы ухода от налогов, однако бысто на этом обжёгся.
Олег, как только окреп и встал на ноги, вывел спекуляцию на новый уровень и создал сеть магазинов ТехноШок. Огромное количество техники на складах, рекламы в СМИ и самые большие накрутки на технику, которую только можно было представить и пока конкуренции особо не было — компания богатела. К 1997 появился Эльдорадо, конкуренция заставила задуматься о ценах и Олег оперативно продал компанию.
Разгар карьеры
Ричард неплохо зарабатывал на пластинках, но заметил, что основные деньги в этом бизнесе остаются у звукозаписывающих компаний. Он обратил внимание на некоторые проблемы, которые мешали музыкантам записываться и создал свою звукозаписывающую компанию, расположив её на загородной вилле, где музыканты могли и жить и записываться тогда, когда бы им этого хотелось. Этот подход дал свои плоды, а позже и позволил начать самому подбирать музыкантов, чтобы не просто сдавать в аренду студию, а самому записывать и продвигать молодые таланты. Всё это вылилось в огромную компанию с оценкой в сотни миллионов фунтов и, конечно, известностью самого Ричарда.
Олег, продав Техношок, обладал значительными средствами, чтобы сделать что-то большое. На тот момент у него ещё оставались магазины музыки, но буквально через год их не стало. Зато открылись 2 новых компании: Пельмени «Дарья» и пиво «Тинькофф». С Пельменями, очевидно, было не так интересно, так что через 3 года они были проданы, а вот пиво очевидно приносило гораздо больше прибыли, ведь на пельмени подсадить сложно, а вот на бутылке сидели многие, а благодаря рекламе можно было сделать ещё больше. Бизнес успешно развивался, пока не нашёлся на него покупатель за 200 млн долларов и он был продан. Были ещё пивные рестораны, но это так, скорее для поддержания пивзавода.
Развитие
Ричард Бренсон достиг многого в звузокаписывающей сфере и его бизнес уже оченивался очень высоко, люди по всему миру слушали выпускаемую им музыку, но он решил ввязаться ещё в одну битву — за место над Атлантикой и создал Virgin Atlantic Airways. На тот момент в авиа перевозках Британии лидировала и практически монополизировала рынок одна компания — British Airways. Её серьёзно поддерживало правительство, так что более мелкие компании были вынуждены летать со второсортных аэропортов и из за это не могли выдержать ценовой конкуренции. А British Airways в свою очередь пользовалась этим и предлагали сервис, какой хотели. Ричард Бренсон и его компания Virgin Atlantic Airways, путём невероятных усилий, конфронтаций и угроз разорения всего холдинга Virgin, смогли составить конкуренцию гиганту, что в итоге улучшило условия и обслуживание для клиентов всех авиакомпаний, ведь появилась конкуренция.
Олег Тиньков, расправив крылья после продажи пивзавода, организовывает банк «Тинькофф кредитные системы». То есть выводит высокомаржинальный бизнес микрофинансирования (десятки процентов годовых) на общеросийский уровень. Миллиарды вливаются в рекламу, кредиты выдаются всем и каждому и добивается 50 млн клиентов (с его слов), то есть благодаря ему в стране стало на десятки миллионов должников больше. Браво, Олег!
Выводы
В итоге получилось, что Ричард Бренсон всю свою жизнь продолжает историю созданной им компании Virgin, где каждая следующая компания приносит в мир нечто новое, интересное, развивающее. А Олег Тиньков берётся за любое дело вне зависимости от того какой вред он может принести, так как главная цель — это заработать как можно больше денег себе любимому, а потом, как он сам заявляет, потратить всё заработанное именно на себя.
А как вы хотите добиться успеха?